Гнев
Фанатик изучения всех 43-х лицевых мышц и 10 000 выражений, что они производят, Доктор Лайтман не воспринимает всерьёз детекторы лжи. И доказывает свою точку зрения красиво! Новый заместитель директора Департамента Безопасности, обозлённый неудачей, раздавливает страусиное яйцо на глазах у начальника. Он сердит! А на неприятный для него вопрос – сколько было потрачено средств на этот новый полиграф, отступает на шаг назад и закрывается руками на груди. Проговорка жестом! Теперь мы видим, что он ещё и лжёт и не верит в собственное утверждение, что исследования были не такими уж дорогими.
Мы гневаемся, когда нас ловят на лжи, или когда спрашивают о чём-то неприятном, болезненном. Эти два чувства: гнев и неправда идут рука об руку. Юная звезда баскетбола Эрл Уайт, отчего-то всегда очень злится, когда у него спрашивают о его блестящем будущем в профессиональном спорте. Его подбородок всегда вздёрнут, когда он отвечает на такие вопросы. Почему?
Тревога
Разговаривая первый раз с Доктором Фостер и Локкером, Эрл Уайт. говорил очень торопливо, прижимая к груди баскетбольный мяч. Так он бессознательно создавал барьер между собой и собеседниками. Это определённо признаки тревоги, но ведь парня обвинили в том, что он взял взятку, может, этим всё и объясняется?
Боль
На этих снимках Эрл принимает мяч. И это не знак усилия, как он сам утверждает, а знак боли. У него болезнь рук, которая не позволит ему стать профессионалом. И понятно, почему он беспокоился и сердился. Кстати, боль – это не эмоция. Боль это боль. Жаль парня.
Удивление
Д-р Лайтман – старый провокатор. Разговаривая с сержантом Скоттом, он притрагивается к лицу подозреваемого в насилии человека, а потом и вовсе беспардонно хватает его за бицепс, восхищается его силой и говорит напоследок: я обычно не смешиваю работу с удовольствием, но давай как-нибудь посидим, выпьем вместе? На лице подозреваемого – только удивление: поднятые брови, открытый рот. Ни признака отвращения. Есть возмущение, но нет признаков обмана.
Ложь
А что же нам показывает младший сержант Шейла Лэйк, которая обвинила сержанта Скотта в насилии над собой? За первый разговор с Лайтманом и Торрес она дважды демонстрирует поджатые губы. Классический мимический знак: она не верит собственным словам. Эта женщина лжёт. И не проявляет никаких эмоций, типичных для жертв изнасилования – ни стыда, ни страха. Что было бы видно, скажем, по её лбу.
Страх
А что же сама Ребекка? Она боится! В её улыбке, когда она обнимается с сержантом Скоттом что-то не то – она нерадостная. Брови подняты и сведены. Она улыбается, а глаза говорят, что ей очень страшно.
Отсутствие эмоций
В этой серии нам преподали важный урок, который стоит запомнить: зачастую отсутствие эмоций также важно для понимания ситуации, как их наличие. Сослуживицы Шейлы Лейк не проявили никаких эмоций, когда видели запись её рассказа об изнасиловании. Ничего, что должны были бы почувствовать представительницы одного пола с жертвой насилия. Никакой реакции, никаких рефлекторных признаков – они не покраснели, не отвели глаза от экрана, и даже не ссутулились. Они не поверили ей, и знали – изнасилования не было.
Презрение. Неверие . И очаровательная непосредственная радость
Вот сам беспристрастный и безэмоциональный Д-р Лайтман – он вообще не верит людям. Потому что он о них слишком много знает.
А вот Д-р Фостер. Её радость по поводу того, что напыщенный заместитель директора Департамента Безопасности оказался проучен, выдаёт в ней смешливую маленькую девочку. Которой, конечно, неудобно смеяться над взрослым серьёзным человеком. И потому она закрывает рот ладошкой. Этот очаровательный жест – самый оптимистичный во второй серии беспристрастного и жизненного, сериала «Теория лжи».
Фразы, которые нужно запомнить
- Нам важнее не то что вы скажите, а как вы это говорите
- Судить надо беспристрастно.
- Никогда не давай фактам помешать правде.
И помните, честность – самая лучшая форма поведения.
отсюда