Леонид Орлан (leonid_orlan) wrote,
Леонид Орлан
leonid_orlan

Categories:

Стадии развития отношений

По наблюдениям Э.Бэйдер и П.Пирсона семейные пары проходят следующие стадии развития:

Симбиоз

Здесь имеет место слияние личностей, жизненного пространства, и крепкие связи между влюбленными. Цель этой стадии - привязанность. Для достижения этой цели все схожести между супругами преувеличиваются, а различия игнорируются. Во время симбиозной стадии присутствует большое количество страсти и взаимоотдачи. Партнерам почти не хочется что-либо менять друг в друге. Обычно у них существуют специальные приемы, чтобы доставить друг другу удовольствие. Поскольку уровень удовольствия и возбуждения в это время высок, ни одна из сторон не хочет рисковать этим замечательным положением дел, выдвигая какие-либо требования или выказывая эгоистичность, жадность или бесчувствие.

Если на этом этапе каждый партнер заботится о другом и есть твердое желание создать семью, то их отношения начнутся на прочном фундаменте, который впоследствии позволит каждому супругу перейти от симбиоза к дифференциации. Если такой фундамент не заложен, оба партнера могут остаться на симбиозной стадии. В этом случае их отношения будут развиваться по одному из двух разных типов дисфункционального симбиозного союза. Первый тип характеризуется единением, избеганием конфликтов и минимизацией различий. Второй вариант почти противоположный. Страшась прервать отношения и не имея сил покончить с ссорами, пара оказывается в замкнутом круге взаимно наносимых обид.

Дифференциация
На этой стадии появляются различия, и каждый из партнеров "снимается с пьедестала" и подвергается более тщательному изучению. Эта стадия редко бывает легкой. С течением времени некоторые начинают подумывать об увеличени жизненного пространства, отдельного от партнера. Супруги начинают замечать различия между собой и чувствуют, что они уже не хотят проводить столько времени вместе. Они хотят больше уединения и могут чувствовать за это свою вину. Они выходят из симбиоза, восстанавливая свои границы. По мере дальнейшей дифференциации супруги узнают о различии в чувствах, мыслях и о своем желании бороться за свою индивидуальность. Зачастую они имеют противоположные мнения по некоторым вопросам. Некоторые освобождаются от иллюзии симбиоза и заканичивают отношения с драматической внезапностью. Для других дифференциация - достаточно медленный и постепенный процесс и прежде, чем высказать что-либо о схожести и различиях между собой, они крепко подумают.

Обучение
В этом периоде каждый партнер выстраивает свою деятельность и отношения отдельно от другого. Они более не связаны эмпатией друг с другом, напротив, могут стать абсолютно эгоцентричны. Внимание каждого направлено на внешний мир. Автономность и индивидуальность превыше всего; на этом этапе партнеры воссоздают себя, как личности. Развитие эго более важно, чем развитие отношений. Первостепенными становятся вопросы самооценки, силы и значения личности. Конфликты усиливаются, и здесь здоровый процесс определения мотивов конфликта необходим для того, чтобы пара сохранила между собой эмоциональные связи.

Установление отношений

После того, как каждый партнер определился со своей личностью, можно снова спокойно вернуться к вопросу о близости в отношениях и об эмоциональной поддержке. Теперь, когда каждый партнер стал увереннее в своей индивидуальности, происходит процесс установления отношений. Вновь появляется уязвимость. Теперь партнеры чередуют периоды большей близости с попытками восстановить независимость. Хотя на этой стадии они могут считать и близость, и независимость временами опасной, их тревоги рассеиваются быстрее, поскольку переговоры проходят не так тяжело, как раньше. Теперь они меньше боятся быть поглощенными первоначальным симбиозом. В результате развития чувства индивидуальности хрупкий баланс между "я" и "мы" становится более прочным.

Взаимозависимость

Побуждаемые к развитию через контакты с внешним миром и укрепляемые сознанием того, что они любят друг друга, партнеры могут войти в последующую фазу постоянства, в которой совершенство примиряется с реальностью и наступает стадия взаимозависимости. При этом два хорошо интегрированных индивидуума успешно нашли себя в жизни, установили между собой прочную связь, удовлетворяющую обоих, и сформировали отношения, основанные скорее на развитии, чем на потребности.

Наиболее часто встречающиеся комбинации в психотерапии семейных пар:
Симбиоз - Симбиоз (два вида: смешанный и враждебно-зависимый)
Симбиоз - Дифференциация
Дифференциация - Дифференциация
Симбиоз - Обучение
Обучение - Обучение
Обучение - Установление отношений

Теоретически возможно множество комбинаций разных стадий, но практически очень редко встречаются пары с разницей более, чем в две стадии. Столь большое различие в развитии обычно ведет к разводу.

Партнерам нужно от шести месяцев до двух лет, чтобы почувствовать себя стабильной парой. После этого они обычно выходят из симбиозной стадии. Если движения к дифференциации не происходит, причина может быть в смешанных или враждебно-зависимых симбиозных отношениях.

Есть множество факторов и их сочетаний, которые могут ускорить или замедлить процесс дифференциации личности. Чаще всего на человека оказывает влияние семья. В определенные периоды времени друзья и коллеги по работе могут способноствовать ускорению или замедлению изменений, характерных для стадии дифференциации.
Также на этот процесс влияет религия и образование. Общественные явления, такие например, как женские движения, также могут определенным образом повлиять на этот процесс.

Гомосексуальные, как и гетеросексуальные отношения, про[одят через одни и те же стадии развития. Однако в парах лесбиянок период симбиоза проходит несколько по-другому. Мы считаем, что задержка на периоде симбиоза в парах гомосексуалистов происходит из-за того, что, поскольку партнеры одного пола, каждый ожидает, что другой будет похож на него. Иногда из-за этого стадия дифференциации наступает не сразу.

У человека, который перешел в стадию обучения, не пройдя стадию дифференциации, обучение будет выражаться через отреагирование. Наблюдая за такими людьми, легко увидеть параллель между моделью отреагирования, задействованной в данный момент, и моделью поведения в подростковом возрасте, когда ребенок уходил из дома.
Если человек, находящийся на стадии обучения, прошел длительную стадию дифференциации, то он способен определить, чего именно он хочет, и найти способ обучения. Если же человек выражает чувства через отреагирование, он просто обходит предыдущую стадию.

При втором браке супругам приходится проходить те же стадии, что и раньше. Очень часто в повторном браке они проходят эти стадии быстрее, так как хотя бы один из них имел подобный опыт ранее, поэтому они гораздо проще решают возникающие проблемы.

У каждой пары есть своя собственная схема развития, в течение которого бывают периоды прогресса и регресса. Во время регресса появляется возможность переработать то, с чем супруги не справились на более ранних стадиях. Нельзя выявить каждую стадию как отдельный, замкнутый промежуток времени. Например, во время перехода к обучающейся стадии супруги могут завершить конфликты, возникшие на стадии дифференциации.

Как правило, романы на стороне возникают в период дифференциации или обучения. Когда роман возникает в обучающейся стадии, это обычно означает, что данному периоду не предшествовала стадия дифференциации. В данном случае партнер заводит роман для того, чтобы создать кризис в супружеских отношениях и выйти за рамки семейной жизни, в которой ей или ему становится тесно.
Tags: Отношения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments