Леонид Орлан (leonid_orlan) wrote,
Леонид Орлан
leonid_orlan

Как правильно писать ОТЗЫВЫ

Это правило можно использовать не только для написания отзывов к тренингам и индивидуальной работе, но и для обычных личных отношений.

Оригинал взят у olegmatv в Как правильно писать отзывы :)
У Маршала Розенберга, автора методики Ненасильственного общения (ННО), есть простая и эффективная формула для прояснения переживаний. Я на самом деле практически то же самое рассказываю, когда описываю свою Матрицу Способности.

Формула:
Наблюдение - Чувство - Потребность - Запрос.

На первом шаге предлагается описать "что на самом деле произошло" - такое, что можно было его НАБЛЮДАТЬ. Т.е. конкретное событие - время, место, участники, и все такое. "Как в милицейском протоколе", как один студент мне давеча написал. Это дает нам основание для понимания - ОБЩУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, т.к. тогда всем понятно, о чем ПРЕДМЕТНО идет речь.

Второе - это "что я почувствовал, участвуя в этом событии или наблюдая его". Это ЭМПАТИЯ - создание ОБЩЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО пространства.... Ну, про это мы еще на Ясных эмоциях поговорим. :)

Третье, пожалуй, самое важное - какую конкретно ПОТРЕБНОСТЬ, вашу личную, удовлетворило то, что произошло. Это дает нам ГЛУБИННОЕ понимание того, почему человек вообще решил этот отзыв написать.

Ну, а последнее  - это как раз мои пожелания всем остальным относительно темы.




Обычные комплименты, к сожалению, часто принимают форму оценок, пусть даже и позитивных, а иногда даже попыток манипулировать поведением других.

ННО поощряет использование подтверждений исключительно для создания полезной обратной связи для всех, кто читает отзыв.

Если совсем просто, то мы отмечаем

(1) то реальное действие, которое способствовало нашему благополучию,
(2) конкретную нашу потребность, которая была удовлетворена,
(3) ощущение удовольствия, возникшее в результате,
(4) свои пожелания тем, для кого этот отзыв пишется.

Получая подтверждение в таком виде, мы можем жить без какого-либо ненужного ощущения превосходства или ложной скромности, празднуя свои достижения вместе с теми, кто готов их отметить. Кроме того, это действительно дает ПОЛЕЗНУЮ обратную связь тому, кто вашу благодарность принимает.

Эмоции и восторги, если приглядеться к формуле, в лучшем случае - лишь 1/4 правильного отзыва. И даже не самое главное в нем, пожалуй...

По крайней мере, я лично могу вам сказать, что когда я читаю отзыв в стиле "Было все круто, классно, я от тебя фанатею", я испытываю замешательство. Ибо (1) совершенно непонятно, о чем конкретно идет речь, (2) непонятно, какую именно потребность я удовлетворил и чем (см. 1), (3) по поводу чего эти эмоции (см. 1 + 2), и (4) что я или другой читатель может из этого отзыва вынести полезного...

Куда понятнее мне отзыв типа

"Когда я на тренинге узнал о том, что изучение языка всегда начинается с замешательства, которое надо преодолеть, и понял, что я теперь знаю, КАК это делать, я мгновенно понял источник своих затруднений с предыдущими попытками учить языки. Я делал упражнения на тренинге и испытывал радость от того, что теперь мне будет гораздо легче справляться со своими страхами относительно своих способностей к языкам. Спасибо, Олег, это очень важный момент для каждого, кто соберется изучать любой иностранный язык".
Напишите-ка мне какой-нибудь отзыв о моей работе с вами.
Tags: Отзывы, Практика
Subscribe

  • По сеньке ли шапка?

    Сейчас нажал на паузу в третьей серии третьего сезона Слуги народа и сел писать. Потому что впечатления распирают и хочу ими поделиться. Если вы…

  • Почему ценности так ценны?

    "Ценность - это Потребность, которая обслуживает Травму". Вот такой инсайт пришёл мне в голову вчера во время очередной Соло-расстановки.…

  • Про обучение / Леонид Орлан / Интервью для Народное радио

    ссылка на ютуб - Когда человек начинает обучаться - С какого момента начинается воспитание - За что отвечает "мусорная" часть ДНК - В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments